«- Вы ничего себе не сломали?
- Ничего существенного, - отвечал Рыцарь, словно одно-два ребра не шли в счет. - Как я и говорил, великое искусство верховой езды, заключается в том, чтобы... правильно держать равновесие. Воm так... - Он отпустил узду и распростер руки, чтобы показать Алисе, что он uмeem в виду. Нa этот раз он упал навзничь, прямо под копыта своего Коня.»
Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»



Ездить нельзя отказаться (ставим запятую)


Устраиваясь на работу и заполняя анкету в отделе кадров, многие мои знакомые в графе «Вредные привычки» указывают: мотоцикл. Порой жизнь на двух колесах оказывается не только интересной, но и довольно опасной. Иногда – благодаря нам самим, а иногда благодаря невнимательным или неумелым водителям, движущимся рядом. И что бы мы ни говорили нашим близким - жизнью (и здоровьем) мы рискуем не просто ежедневно, а много раз в день.

Покупая мотоцикл, мы становимся зависимы от погоды и уязвимы перед теми, кто захочет угнать наше приобретение. У нас очень противоречивые требования к одежде: она должна подходить для работы и защищать при падении. Выбрать удобство или надежность? Снять деталь защиты, чтобы не было так жарко или надеть все лучшее разом и упасть от теплового удара?

Если вы еще не знакомы со скользкой (особенно в дождь) дорожной разметкой, с ямами, заплатками, люками, участками снятого асфальта, трамвайными рельсами, колеями и т.п. подарками судьбы, которые так разнообразят нашу жизнь на дорогах, уверяю: скоро вы узнаете их ближе.

Впервые сев на мотоцикл, мы не стремимся принять участие в шоссейно-кольцевых мотогонках мирового уровня. Зато с легкостью выезжаем на улице. А вот там бывает намного опаснее.

Что делать?


Учиться управлять своим мотоциклом. Понимать его особенности, чувствовать, доводить навыки до автоматизма. Иначе однажды, в экстремальной ситуации может не хватить самой чуточки умений. И жизнь может на этом закончиться.

Но – мы не такие. Мы выживем и для этого узнаем, поймем, натренируем. Торможение, руление, прохождение поворотов, умение отслеживать поток и предугадывать поведение других участников дорожного движения, уметь быть видимым, избегать мертвых зон и всегда оставлять себе «план Б» - вот чему предстоит научиться.

Некоторые принципы можно отрабатывать даже за рулем машины. Мотоциклиста защищают лишь его навыки, мозг и экипировка. Думайте так, так, как если бы вы ехали на двух, а не на четырех колесах. Тренируйте умение концентрировать внимание на дорожной ситуации, отслеживать все потенциальные опасности, внимательно наблюдать за поведением других водителей и учиться его прогнозировать, стремиться всегда быть видимым. Порой для того, чтобы живым доехать до дома, достаточно просто распознать пьяного водителя или пропустить вперед неадекватного.

При неожиданно появившейся опасности мозг часто забывает дать команду «рулить», а тело еще не умеет делать это автоматически, четко, с нужным усилием и положением тела. Взгляд, как правило, фиксируется на препятствии, мотоцикл едет четко туда. А между тем именно взгляд способен направить пилота (еще с мотоциклом или уже в свободном полете) в сторону спасительного свободного пространства.

Что же касается конкретных навыков – учиться на собственных ошибках долго и дорого. Читать книги, пробовать, накатывать ошибки. Лишить себя шанса среагировать в непредвиденной ситуации, ремонтировать себя и мотоцикл – если это Ваш путь, то мы будем благодарными зрителями и с удовольствием посмотрим новости и послушаем истории.

Для тех, кто хочет ездить хорошо, долго и счастливо – мотошколы. Проще, быстрее, удобнее и в итоге дешевле. Главный момент – интереснее.

Тормоза придумали трусы. Смелые придумали страховку от несчастного случая.


Умение останавливаться на самой короткой дистанции рано или поздно сохранит Вам жизнь. Наши рефлексы часто играют плохую шутку: от неожиданности рука автоматически резко вцепляется в тормоз и переднее колесо блокируется. Даже если вы знаете о том, что так делать не стоит, избежать такой реакции не удастся до тех пор, пока навык экстренного торможения не отработан до автоматизма. А как быстро затормозить с горки, на плохом асфальте в дождь? Вы это умеете?

Как тренировать торможение? Выберете знакомый участок дороги, с хорошим асфальтом. Возможно перед светофором. Посмотрите, чтобы сзади никого не было и интенсивно затормозите. Нажатие на рычаг тормоза должно быть не резким, а прогрессивным (плавно увеличивающимся).

Во время движения держите два пальца на рычаге переднего тормоза. Это позволит сократить время реакции. Ногу с заднего тормоза лучше убрать (поставить не на середину, а на подушечку ступни), чтобы неожиданно для себя от испуга не пережать его. Выбирайте сами когда и с каким усилием нажать на тормоз ногой, не позволяйте случайным нервным действиям неожиданно закончить Вашу поездку. И помните, что ногой в мотоботе намного сложнее почувствовать обратную связь, чем рукой в мотоперчатке.

Постоянно отслеживайте сцепление с дорогой. Двигайтесь примерно в трети от левого края полосы. В центре часто бывают потеки масла от автомобилей.

Серфинг на асфальте


Скорость сама по себе вреда здоровью не приносит. Она увеличивает силу удара, удлиняет тормозной путь, сокращает время реагирования.

Представьте: в магазине вместо того, чтобы медленно идти вдоль полок с товаром, выбирая конкретный, Вы несетесь со всех ног. Скорее всего, Вы не успеете отследить множество мелких нюансов, а может и не найдете то, что искали. На дороге это приводит к очень грустным неожиданностям.

Для поддержания безопасности очень важно научиться грамотно отслеживать траффик. Вы напрашиваетесь на неприятности каждый раз, как только позволяете взгляду фиксироваться на знаке, автомобиле, пешеходе. В такой момент Вы перестаете видеть всю картину.

Необходимо постоянно перемещать взгляд, смотреть в разные стороны. Мозг получит больше информации и он успеет заранее распознать опасность и успеть среагировать. Вы слышите шум моторов, звук сирены или сигнала, чувствуете запах, прежде чем увидите лужу топлива. Но все таки глаза – самый важный источник, дающий мозгу информацию.

Много поучительных историй начинаются со слов: «я здорово устал и…»… Утомленные глаза стремятся зафиксироваться на одном предмете, потенциальные опасности ускользают из зоны внимания. Учитесь замечать момент наступления усталоси и с этой минуты активнее перемещайте направление взгляда. Если тренировать это в каждой поездке, то такой подход станет привычным и поможет в тот момент, когда однажды Вам снова придется ехать домой издалека поздней ночью.

Пробираясь в траффике, держите скорость на 15-20 км/час больше, чем у потока. Вы сможете лучше контролировать ситуацию и для чужих ошибок станете менее уязвимы. Будете меньше отвлекаться на то, что происходит позади Вас, получите возможность больше уделять внимания происходящему впереди и по сторонам. Проявите немного здоровой агрессии, но избегайте фанатизма.

Выйти из сумрака


Как правило, мы стараемся думать о скорости и о дистанции. Но практика показывает, что есть более важный в городе критерий: нужно быть заметным. Это единственный критерий. Ориентируясь на который стоит выбирать скорость и дистанцию.

Новички чаще всего полагают, что их все видят. Цена такой точки зрения бывает очень высока. Отслеживайте мертвые зоны. Каждый раз, когда вы там оказываетесь, внутри должен звучать сигнал тревоги. Если в зеркалах машины Вам не видна голова водителя – Вы попали в мертвую зону. Он Вас не видит. Меняйте свое положение в потоке, дайте ему возможность Вас заметить. Не стоит надеяться, что все смотрят в зеркала. Но всегда давайте водителям такую возможность.

Размер мертвой зоны может различаться. Это зависит от того, какой у водителя рост, как он настраивает зеркала, на каком автомобиле едет, есть ли в машине пассажиры, которые могу закрывать головами салонное зеркало. Каждый раз заново решайте задачу быть видимым.

Некоторые автомобили могут ехать совсем без зеркала. На других стоят микроскопические тюнингованные зеркала. Машины с иногородними номерами могут двигаться непредсказуемо, т.к. водитель скорее всего не знает города. Таксисты, бомбилы всегда готовы неожиданно резко перестроиться через несколько полос, увидев клиента. Мертвая зона у фур – практически везде, они слишком высоки для того, чтобы успеть заметить мелкий мотоцикл. А сила инерции у них велика - затормозить или сманеврировать им очень сложно. Держитесь подальше от потенциально опасных машин, отслеживайте их и заботьтесь о том, чтобы их ошибки не коснулись Вас.

Совет стилиста


От того, что на Вас надето, зависит, будете ли вы жить долго и эффективно, будут ли Вас украшать шрамы, титановые вставки и искусственные суставы и вставные челюсти.

Экипировка в первую очередь должна защищать. Максимально эффективно, учитывая модель Вашего мотоцикла и манеру вождения. Желательно, чтобы она могла противостоять капризам погоды, чтобы в ней не было слишком холодно или слишком жарко.

Удачных вам поездок!
© 2005-2017 Мотошкола Street | Все права защищены | Не является публичной офертой